Urbanculture

Цензура/Цензура в Северной Корее

Этой статье требуется доработка. Вы можете помочь, исправив и дополнив ее.
Сюда следует добавить: фактов, механизмов цензуры, сообщений о фактах цензуры.

Цензура в Северной Корее — совокупность государственной, корпоративной, общественной цензуры и самоцензуры, которые значимо влияют на мировоззрение всех жителей данной страны.

Сообщения о состоянии дел в Северной Корее являются отрывочными.

Полноценные исследования о свободе слова там провести невозможно без риска для жизни для исследователей. Поэтому представления о контроле над распространением информации в стране строятся исключительно на том материале, который имеется. Больщая часть информации о цензуре в Северной Корее — это мнения аналитиков и мнения эмигрантов из страны. Ассоциация «Репортёры без границ» ведёт мониторинг свободы СМИ и цензуры в Северной Корее, ежегодно публикует доклады по этому поводу. Важно понимать, что информация в таких докладах не может включать позицию северокорейских политиков по причине их явной необъективности.

Все легальные средства массовой информации в Северной Корее находятся в государственном управлении.

В ноябре 2006 года международная организация «Репортёры без границ» опубликовала данные о Северной Корее в списке 13 стран — «чёрных дыр» в отношении свободного распространения информации в сети[1].

Согласно сообщению RSF национальная доменная зона .nk, принадлежащая в прошлом Северной Корее, не используется.

Также за Северной Кореей закреплена доменная зона .kp. Существует несколько поддоменов: net.kp, gov.kp, org.kp, rep.kp, tra.kp и co.kp. Всего для внешнего мира доступно 30 сайтов, которые распространяют информацию из Северной Кореи.

В интернет имеют доступ только несколько чиновников. Для остальных граждан существует национальная сеть Кванмён. Информация в данной сети цензурируется как со стороны государства, так и со стороны партийных органов, представляющих единое целое с государственной системой. Все имеющиеся легальные интернет-СМИ о Северной Корее созданы правительством этой страны и распространяют точку зрения правительства.

Доступ к неофициальной информации для граждан крайне ограничен. Его организуют преимущественно северокорейские журналисты, которые смогли убежать из страны и организовать радиовещание или создать интернет-страницы на территории Южной Кореи.

Одним из ключевых источников информации о состоянии дел в Северной Корее является ресурс dailynk.com. Интернет-издание поддерживается усилиями журналистов — беженцев из Северной Кореи. Местные жители преимущественно не имеют доступа к этому ресурсу. Основным источником сведений о свободном мире для них является радио «Free North Korea».

Редакция радиостанции находится в Сеуле, вещание поддерживается усилиями журналистов, которым удалось убежать из Северной Корее. Из 15 журналистов FNK 12 являются северокорейцами.

По данным CNN за 2008 год свободная радиостанция вещает не более 3 часов в день. Это то время, которое по мнению главного редактора наиболее удобно для прослушивания нелегального в государстве радиовещания.

Радиоприёмники в Северной Корее заранее настроены на частоты вещания государственных средств массовой информации. Приём других радиостанций возможен только с помощью нелегально модифицированного оборудования[2].

Главный редактор FNK Ким Сон Мин уверен, что данное радио жизненно важно для людей, которые находятся в Северной Корее, и становится всё популярней среди северокорейского населения. С 1988 года правительство Южной Кореи не выпускает никаких средств массовой информации для северокорейцев. Единственная возможность для северокорейцев получать новости из внешнего мира — прослушивание этой радиостанции.

Данные доклада RSF за 2022 год

Репортёры без границ присвоили Северной Корее 180-е место в рейтинге свободы средств массовой информации из 180 стран, включённых в рейтинг. Страна опустилась на одну строчку вниз, потеснив Эритрею.

Согласно докладу единственным источником информации для северокорейских СМИ является Центральное информационное агентство Кореи. Независимая журналистика запрещена. Гражданская журналистика также запрещена. Тем не менее, граждане, не согласные с режимом Кимов, имеющие возможность передать информацию о состоянии дел в стране, периодически такую информацию передают.

Существует мнение, что в цензуре лично принимает участие Ким Чен Ын — председатель Трудовой партии Кореи и глава государства. Согласно данным RSF Ким лично следит за тем, чтобы СМИ распространяли только материалы, восхваляющие северокорейский режим, северокорейскую армию и его лично.

Формально статья 67 конституции Северной Кореи гарантирует свободу средств массовой информации, но это положение никогда не исполнялось.

Все телеканалы и радиостанции Северной Кореи могут принимать сообщения только от государственных станций. Конструктивные особенности используемого там оборудования таковы, что приём сигналов из других источников невозможен. Дополнительное техническое ограничение не позволяет местным ретрансляторам передавать в эфир информацию, не прошедщую цензуру.

В настоящее время в Северной Корее разрешено использование мобильных телефонов. Тем не менее, правительство жёстко контролирует передаваемую и получаемую гражданами информацию. Связь с помощью разрешённых устройств осуществляется только внутри страны. С ввозом оффлайн-СМИ на DVD-дисках правительство борется методами таможенного контроля и качественно выстроенной системой наблюдения жителей друг за другом.

Одной из ключевых мер цензуры в Северной Корее являются аресты гражданских журналистов, которые передают информацию, отличную от распространяемой Центральным информационным агентством Кореи. Фактическое наказание за такое правонарушение может составлять от нескольких лет в трудовом лагере до смертной казни. Также власти Северной Кореи периодически заочно приговаривают к казни южнокорейских журналистов, которые комментируют факты о жизни в Северной Корее[3].

Цензура в отношении антисоциалистической информации среди военных (данные Daily NK на ноябрь 2022 года)

17 ноября 2022 года Daily NK опубликовало репортаж за авторством Ли Чен Ын о цензуре в отношении военных и членов их семей.

Источник из провинции Северный Хамгён сообщил Daily NK 17 числа: «С начала этого месяца группа, борющаяся с антисоциалистическим и несоциалистическим поведением в городе Хёрён, проводит интенсивную цензуру, чтобы искоренить антисоциалистическое и несоциалистическое поведение»

Daily NK [1]

Цель государственного контроля — прекратить распространение южнокорейских фильмов среди военнослужащих и членов их семей. Наказание за распространение такого контента было усилено законом об исключении реакционной идеологии и культуры. Закон принят в декабре 2020 года. Цензура по отношению к фильмам, в том числе драмам, поручена Объединённому командованию 82. Новый цензурный орган создан именно с этой целью. В его состав входят партийные чиновники и чиновники судебных органов. В данном случае уместно говорить о соединении в одном ведомстве государственной и корпоративной цензуры.

В полномочиях нового ведомства не только пресечение распространение контента из Южной Кореи, но и определение целей и объёма репрессий в отношении граждан, которые нарушают запрет.

Новое ведомство проводит проверки не только среди военных. Их полномочия распространяются и на партийных функционеров, агентов службы безопасности. Если раньше проверки такого рода проводились достаточно поверхностно, то создание ведомства по контролю за распространением идеологически вредного контента призвано сделать такие проверки более интенсивными.

Примечания

  1. https://web.archive.org/web/20110213073504/http://en.rsf.org/spip.php?page=article&id_article=19603
  2. http://edition.cnn.com/2008/WORLD/asiapcf/02/27/cho.dissidentradio/index.html
  3. https://rsf.org/en/country/north-korea