Urbanculture

Пятидесятники

Этой статье требуется доработка. Вы можете помочь, исправив и дополнив ее.

Пятидесятники — религиозное сектантское движение полухристианского толка, возникшее из баптистских общин в США. Основой своего учения считают Библию. Многое в среде пятидесятников принимается и из откровений местных святых отцов. Название происходит от чуда познания иных языков, произошедшего с апостолами на пятидесятый день после воскрешения Христа. Чудеса во время крещения святым духом, по утверждению верующих, происходят и сейчас.

Основные идеи

Пятидесятники относят себя к христианам-евангелистам, признают все аспекты учения самого Христа, зачастую строго относясь к исполнению заповедей. Основными ценностями являются благочестие, опора на традиционные устои в браке и семье, верующих призывают к терпимости, непричинению зла. По правилам секты человеку запрещено пользоваться оружием и убивать людей, если их жизни не угрожает опасность. Некоторые считают, что даже в случае угрозы убийства лучше принять мученическую смерть, нежели убить другого человека. Для многих это подразумевает собой запрет взятия в руки оружия, эрго, о службе в армии речи идти не может. Пятидесятники верят в снисхождение святого духа в верующих, при котором совершаются чудеса исцеления, познания других языков, даются откровения напрямую от Бога.

Крещение святым духом

Вроде бы христиане и христиане, ничего интересного. Но стоит поднять вопрос о крещении святым духом, как начинается лютый бред, который переполняет книги пятидесятников, разносится из уст в уста представителями Евангельской церкви, пропихивается даже в Википедию — со всеми чудесами исцеления, познаниями китайского после наложения рук, etc. Во время крещения Святой дух, стати неотделимый от Б-га-отца и Христа, в том числе и в его материальном теле, начинает входить в молящихся. Многие окончательно и бесповоротно едут крышей познают ангельские языки, начиная нести невнятную хуиту о чудесах и явлениях Святого Духа по всему миру, в том числе и в местах, где ни имени Христова, ни слов «святой дух» никогда не слышали. Бредни распространяются люто и массово, откровение, данное одному из верующих, передаётся дальше, обрастая новыми подробностями. При этом многие утверждают, что видят языки пламени, входящие в них и дарующие невиданные возможности. Что вы, что вы, побойтесь Б-га, никаких веществ, только пост, молитва и радио «Радонеж».

Критика

Основывается чаще всего именно на крещении святым духом и сопутствующих чудесах. Если для пятидесятников такие вещи стали уже обыденными, то богомерзкие атеисты почему-то всего этого не признают. И дарование знания ангельских языков считают бредом умалишенных. На каких языках еретики будут говорить перед престолом Божьим, остаётся загадкой. При этом при жизни после сошествия святого духа могут упечь в клинику. Согласно другой точке зрения, людей, внезапно заговоривших на других языках, ничуть не больше, чем заговоривших без участия языков пламени и святого духа. В обоих случаях обе величины почему-то либо очень малы, либо стремятся к нулю. Религиозная критика тоже доставляет своей адекватностью. Психические расстройства, в частности глоссолалию, бессмысленное бормотание, характерное для шизофрении, умудряются приписать козням Дьявола. Фелиситас Гудман, исследовавшая пятидесятнические общины, неоднократно наблюдала бредящих, но при этом как-то не обнаружила сходства их бормотаний ни с одним из известных языков; причём все, получившие откровения, могли понимать друг друга только в светлые промежутки, говоря на родных языках. Как они будут общаться на ангельских, пока остаётся загадаой. Вторая глава Деяний, где имеется описание этого чуда, утверждает, что апостолам было дано знание мирских языков, в общем-то нужное для ведения проповеди по всему миру. Ангельских наречий и массовых исцелений почему-то не происходило.

Немного истории пятидесятничества в этой стране

По утверждению smhve.narod.ru, первые упоминания о пятидесятниках на территории ещё Российской империи датируются 1907 годом. Впервые они появились в Финляндии, входившей в состав ещё той страны. В 1913 году первая пятидесятническая церковь появилась в Петербурге. Унитарии, первое направление пятидесятничества, признавали крещение во имя одного лишь Христа, считая его вместилищем всей Святой Троицы. Глоссолалии считались ими единственными признаками крещения святым духом, представители вводили себя в исступление, длительными молитвами и постом пытаясь добиться соответствующего синдрома, считая его чудом и истинным крещением. Николай Смородин и Александр Иванов, двое из самых ярых подвижников, образовали тогда же общину евангельских христиан в Духе Апостолов. Иванов являлся председателем всех общин Петербурга, Смородин же путешествовал по стране, проповедуя и устраивая разнообразные таинства. Малообразованный, но по-своему разумный народ, особенно в деревнях, мало вёлся на провокации, но у пролетариев, обедневшей интеллигенции и всяких мещан учение пользовалось успехом. Впоследствии смородинцы, назвавшиеся в честь своего проповедника, выделились в отдельное учение. Параллельно с этим на севере Украины проповедуют и другие представители. Их учение несколько отличается и ближе к традиционному христианству, нежели унитарии. Отличие состоит в признании всех аспектов троицы равноправными. К крещению же святым духом относились как к добровольному акту, считая обязательным лишь крещение водой. Обе ветви, кстати, считаются каноничными и входят в Ассамблею Бога.

Хиханьки

Автор данной заметки воспитан в духе греко-католической церкви, потому религиозное взросление и критическое отношение к сентенциям Блаженного Августина у него выработались несколько раньше, чем это положено в Центральной России (читай Дефолт Сити). Потому в возрасте 15-18 годов с группой товарищей, именуемых "чинарями новых дней" (подражание поэту Введенскому) или попросту "Высшим консультационным советом", имел удовольствие посещать с целью извлечения лулзов храмы некоторых христианских и не очень общин. Относясь с глубоким почтением к церквям, имеющим прямую апостольскую преемственность (читай: православной, католической, греко-католической), лулзы автор изыскивал в основном в среде адвентистов, пятидесятников и проч. Вот эти коротенькие зарисовочки.

1. Евангелический футбол

Долгое время автор этих строк считался перспективным атакующим полузащитником. Однажды друзья-одноклассники пригласили его принять участие в небольшом футбольном турнире. Согласился. Играли мы на небольшой тренировочной площадке-четвертинке. Одной из команд-соперниц была группа детишек-пятидесятников. Они были одеты в белые футболки и желтые трусы, потому имели несколько клоунский видок. Они выбежали к центру поля, и начали громогласно исполнять невыносимо-отвратительно-попсовую песню-гимн "Иисус, ты победитель". Автор был несколько обескуражен и сразу же вспомнил традиционные танцы сборной Новой Зеландии по регби. Однако на этот раз фокус видимо не прошел: усилиями опытной группы нападения был достигнут приемлемый результат +4. Больше не потребовалось. Соперник запомнился грубостью, постоянными апелляциями к арбитру и ужасной техникой вкупе с невыносимо безобразной культурой паса.

2. Пастор К..

Это был замечательный летний день. Нас было трое: я, А.Р. и вроде как А.В.. Заняться было особенно нечем, потому после приема традиционного летнего напитка, мы решили заглянуть на огонек. В актовом зале бывшего детского сада собралось порядка 50-60 человек. На сцене стоял толстый дядька, который масленым голосом по-английски с ярко выраженным "мидл-уэст акцентом", повествовал какую-то притчу а-ля Коэльо (кстати, почему о нем нет статьи?) о лисе и охотниках. Рядом стояла девушка лет 20-ти, обладавшая необъятными формами, и не менее елейным голосом читавшая с распечатки что-то в духе перевода. Переводы распечатки и мой собственный не совпадали. Было немного забавно.

Чуть позднее собравшиеся решили достигнуть благодати посредством песнопений. Для этого все достали книжечки и под электогитарку стали исполнять упомянутый уже ранее гимн. Девушку, стоявшую рядом со мной, стало стебать. Она сначала стала смеяться, а суть позднее перешла на вопли, сопли, слезы и членовредительство. Мне стало несколько не по себе (хотя доставляло уже неплохо), однако призывать инквизицию, дабы не спалиться, не стал.

Третьей частью балета стали выступления в духе "Как я до жизни такой докатился" и "Я узнал, что вы - моя семья". Вышел приличный вроде на вид армянин, и принялся со слезами на глазах толкать речь о том, что Иисус живет в его сердце, что он счастлив и прочая, прочая. Тогда-то автор этих строк и понял слова Хайяма: "Уж лучше будь не с кем, чем абы с кем, и лучше будь один, чем вместе с кем попало" (процитировать мог не точно).

См. также

Примечания